Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Проект \”СанПина\” не выдерживает никакой критики. Проект в мусор. Онищенко в отставку.

Проект \”СанПина\” не выдерживает никакой критики. Проект в мусор. Онищенко в отставку.

 

\"\"Пока провизоры наслаждались отпусками и переживали трудности фармацевтического предпринимательства, российская бюрократия  трудилась, не покладая рук. На свет появился «проект нового САНПИНА» пера главсанврача и его специалистов.

Если говорить коротко, то это очередной плевок бюрократии в профессиональное сообщество. Все заинтересованные лица должны сделать все, что бы «труд» товарища Онищенко так и остался «проектом». Конечно бы, хорошо бы, чтобы работодатели санитарного врача следали оргвыводы и отправили бы Онищенко в отставку.Сколько можно шалить.

Полагаем, что за такие «проекты» с чиновниками ранга Онищенко нужно поступать, как минимум так. За крайнюю степень некомпетентности, коррупционности и незнания текущей ситуации.

Кроме нас, «хит» российской  санэпидемстанции уже изучали и поражались написанному коллеги из «Аптечной гильдии». Ниже мы приведем еще раз доводы общественности. Остановимся на основном.

 

Проект нового СанПина совершенно открыто дает преференции аптечным киоскам. Явно видно, что требования к контролю за хранением и реализацией ЛС для этого вида недоаптечного извращения снижаются. Напомним, что по нашему мнению, на профессиональном аптечном рынке такого понятия как \”киоск\” не должно быть вообще!

Напротив, необдуманно ужесточаются таковые в отношении аптек, несмотря на то, что у нас по закону должно соблюдаться равенство участников предпринимательской деятельности и в порядке ее ведения никаких привилегий никому не должно создаваться, за исключением налоговых льгот.

СанПин противоречит действующим правилам уничтожения ЛС, которые установлены  приоритетным по отношению к СанПину документом- Постановлением Правительства РФ.

Требования проекта СанПина неконкретны в части формулировок, чрезмерно необъективны, в большинстве своем невыполнимы, чем создают прецедент для судебных разбирательств и жалоб, преимущественно со стороны аптек.

В случае судебного процесса, вначале истцу придется оспаривать собственно нормы СанПина, как противоречащие Конституции, ГК РФ, нормативно-проавовым актам Минздрава и т.п., а уж затем оспаривать конкретный ненормативный акт (т.е. постановление по делу об административном правонарушении) в судебном порядке.

За это время, истцу придется уплатить штраф, а затем, после всех тяжб возвращать таковой из бюджета (процедура занимает от 2-х месяцев).  Однако есть такой состав административных правонарушений, при котором могут приостановить действие лицензии на срок до 90 дней, и тогда уже придется аптеку закрывать, или обжаловать такую меру, но также после обжалования собственно конкретных норм СанПина. И этот состав носит название «грубое нарушение лицензионных условий». Обычно под данный состав и подводят СанПины. И тогда придется доказывать в суде , является ли нарушение условий :а) грубым нарушением, б) нарушением именно лицензионных условий. Это очень непросто и обычно ни в суде первой инстанции.

 

Теперь приводим материал коллег из «Аптечной Гильдии».

 

\"\"Елена Неволина, Исполнительный директор «Аптечной гильдии» анализирует проект СанПина для аптек.

 

\”Чиновникам от здравоохранения этим летом не до отдыха. Роспотребнадзор 7 июля на своем сайте вывесил очень важный для фармацевтического оптового и розничного рынка документ — «Санитарно-эпидемиологические требования к аптечным организациям и организациям оптовой торговли лекарственными средствами для    медицинского применения». Если рынок оставит данный документ без внимания, он вероятнее всего вскоре будет принят в выставленном для ознакомления виде, и тогда и без того непростая жизнь аптечной розницы еще больше усложнится.

На первый взгляд, как может показаться, ничего страшного в новом СанПине нет. Поскольку в отраслевом стандарте «Правила розничной торговли лекарственными средствами» с 2003 года присутствует норма о том, что состав, размеры помещений и оборудование аптечной организации определяются действующими санитарно-гигиеническими, строительными и иными нормами и правилами. 

И если строители в каждом регионе разрабатывают свои правила, то действующих санитарных норм и правил для фармацевтических организаций  до сих пор не было, хотя при лицензировании аптечных объектов обязательным документом являлось санитарно-эпидемиологическое заключение на предмет соответствия аптечного объекта лицензионным требованиям и условиям. 

И вот, наконец, проект. На первый взгляд ничего особенно нового, удачная компиляция приказов Минздрава РФ от 04.03.2003 года № 80 «ПРАВИЛА ОТПУСКА (РЕАЛИЗАЦИИ) ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСТ 91500.05.0007-2003», и   Минздрава РФ от 21.10.1997 года № 309 \”Об утверждении инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)\”.

Из текста документа сразу понятно, что с новым творчеством Минздравсоцразвития, а именно с приказом от 23 августа 2010 г. № 706-Н \”Об утверждении Правил хранения лекарственных средств\” сотрудники Роспотребнадзора, готовившие проект, не знакомы. В подготовленном проекте появляются указания на конкретные размеры площади аптечных объектов. Попробуем следовать ему и постараемся правильно разместить в помещении аптечного киоска площадью строго 10 кв.м. прибор для контроля температуры и влажности: на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон, отопительных приборов и еще в доступном для персонала месте. Пока это требование приказа Минздрава № 706-н не имело правовой нормы помещения, все это было «на совести» собственника киоска. Теперь, когда нам установили размер помещения  необходимо дать инструмент для выполнения остальных нормативных требований, возможно в виде плана-экспликации с точным указанием места расположения окон, дверей, отопительных приборов и приборов для измерения температуры и влажности. 

Требования к помещениям вызывают ощущение архаичности. Опять нормируют площадь материальной комнаты, в то время, когда современное аптечное оборудование позволяет хранить все запасы непосредственно в торговом зале, причем с учетом физико-химических и прочих свойств препаратов. Теперь при лицензировании обязательно будут требовать наличие кабинета заведующего. Причем никак не могу понять, почему в производственной аптеке этот кабинет должен быть на 2 метра больше, чем в аптеке готовых форм? Как собственно непонятна норма наличия у каждого сотрудника 3-х комплектов специальной одежды. Вдруг вспомнилось обоснование французов в отношении упаковки презервативов по 3 штуки: солдатам французской армии в увольнительную на 2 выходных дня выдавали именно по 3 штуки: на субботу, воскресенье и один — на всякий случай. Кстати, помимо специальной одежды персонал должен иметь  «также индивидуальные средства защиты», из текста можно понять тоже в 3-х экземплярах.

Учитывая требование проекта:  «Отсутствие естественного освещения допускается в складских помещениях (без постоянного рабочего места), кладовых, санузлах, гардеробных, душевых, прочих бытовых и вспомогательных помещениях», то многие аптеки в торговых центрах придется закрыть.

Господа аптекари, а кто-нибудь знает, чем отличается приточно-вытяжная вентиляция от общеобменной вентиляции с механическим или естественным побуждением? Теперь  узнаем, так как помещения с постоянными рабочими местами должны быть оборудованы последней.

Много вопросов вызывает фраза: «Во всех аптечных организациях, за исключением аптечных киосков, для хранения лекарственных средств обязательного ассортимента предусматривается холодильное оборудование, обеспечивающее хранение при двух режимах: +2+8оС и +12+15оС».Почему исключение для аптечных киосков, то ли творцы из Роспотребнадзора под свою ответственность разрешат киоскам не иметь минимальный ассортимент, то ли не соблюдать температурный режим хранения. В отношении остальных аптечных организаций — почему только для хранения обязательного ассортимента?  

Интересное требование и в отношении брака: «Лекарственные средства, в том числе МИБП, с истекшим сроком годности (пришедшие в негодность) следует поместить в специально выделенное помещение для хранения отходов (в аптечной организации допускается временное хранение отходов в специальном шкафу). На упаковках необходимо проставить маркировку: «Использовать запрещено».Здесь необходима четкость задания для исполнителя — каким образом нанести маркировку: наклеить стикеры, изготовленные по заказу в типографии, нанести на каждую упаковку «от руки», тогда необходимо указать каким цветом и шрифтом. А может все таки достаточно надписи на шкафу «карантинная зона» ?

Странно выглядит требование об обязательном наличии регистрационного удостоверения для вакцин отечественного производства.

Особое внимание в предлагаемом проекте Правил уделено соблюдению температурного режима и влажности аптечных организаций. Неоднократно говорилось о чрезмерном требовании ежедневно регистрировать  температуру и влажность в каждом аптечном помещении, когда большинство лекарств имеют условия хранения от 0 до 25 градусов Цельсия, влажность практически ни на одной упаковке не указана. Вполне можно было ограничиться требованием систематического контроля за температурой хранения, особое внимание уделяя показаниям термометров, когда температура окружающей среды (улицы)выше 26 градусов Цельсия. Гораздо важнее отслеживать температуру в специальных помещениях (12-15 градусов) и холодильных камерах. Тем не менее в приказе Минздрава № 706-Н осталось требование ежедневной регистрации температуры и влажности в специальном журнале показаний, который должен храниться в течение 1 года, не считая минувшего. Роспотребнадзор пошел дальше: «Контроль за температурным режимом хранения лекарственных средств, в том числе МИБП осуществляется 2 раза в день 7 дней в неделю. Показания термометров и термоиндикаторов заносятся в журналы (приложение № 1, 2). Журналы или листы записи температурного контроля следует датировать и хранить в течение не менее трех лет». При наличии такого требования, даже если оптовик или аптека не работают по субботам и воскресеньям, они обязаны назначить сотрудника, который утром и вечером явится в организацию и зарегистрирует показания приборов.

По мнению наших законодателей аптека является торговым предприятием, некоторые товары имеют контролируемые условия хранения. В целом, продукты питания также должны храниться и реализовываться при определенных температурах. Мы решили сравнить требования, установленные Роспотребнадзором для них. Изучаем    Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» (СанПиН 2.3.6.1066-01). Интересно, что даже в отношении оборудования имеется разница. Если продуктовые магазины должны оборудовать холодильные камеры термореле и (или) регистраторами температурного режима, то фармацевтические организации должны иметь в холодильниках и то и другое. Нет строгих требований для магазинов продуктов питания и в отношении места расположения термометров, лишь сказано «на видном месте, удаленном от дверей и испарителей». Ежедневный контроль температуры и влажности предусмотрен только для холодильных камер, в остальных помещениях регистрируют только влажность и то не реже 1 раза в неделю. А ведь температура и влажность достаточно сильно влияют на сроки хранения пищевых продуктов: если яйцо куриное при температуре от 0 до +20 хранится всего 48 часов, то при температуре — 2, уже 120 дней. В разделе гигиенических требований к мелкорозничной сети есть требование о соблюдении температурного режима на рабочем месте продавца : в летний период не выше +26, в зимний не ниже +18. Однако, ни слова про контроль температуры. Интересно, что в  СанПиНе по розничной торговле в отношении продавцов мелкорозничной сети оговорено, что он обеспечивает содержание киоска (палатки, тележки, лотка и т.п.) и окружающей территории в чистоте, прием и реализацию продуктов питания с документами, подтверждающими их происхождение, качество и безопасность, контроль за соблюдением сроков годности и правил отпуска (пользование совками, щипцами, лопатками и др.), так же указано на необходимость соблюдения правил личной гигиены, опрятного внешнего вида, наличие санитарной одежды, нагрудного знака, медицинской книжки, а вот про соблюдение и контроль за температурным и влажностным режимом хранения — ни слова. Удивляет, что и в разделе «Требования к соблюдению санитарных правил» руководитель организации торговли продовольственными товарами также не должен обеспечить контроль за температурой и влажностью ни в местах хранения, ни на рабочих местах. Возможно, Роспотребнадзор уверен в высокой степени ответственности торговых работников, чего не скажешь об их отношении к фармацевтическим работникам.

Вызывает оптимизм право, предоставляемое Роспотребнадзором аптекам: «Аптечные организации возвращают препараты, непригодные к применению поставщику, организации оптовой торговли передают препараты, предназначенные для уничтожения в установленном порядке». Спасибо отдельное за это, а то, что Постановлением Правительства РФ разработан и утвержден отличный от того, что предлагает Роспотребнадзор, порядок уничтожения непригодных для использования ЛС, так это смотря кто проверять придет.

Уважаемые участники фармацевтического розничного рынка, предлагаемый нашему вниманию проект новых санитарно-эпидемиологических требований для аптечных организаций и организаций оптовой торговли во многом осложнят жизнь и без того не очень прибыльного бизнеса. Многие аптечные организации при принятии данных Требований не имеют шанса продлить имеющиеся лицензии. От нас с Вами зависит, в каком виде этот документ увидит жизнь. Предлагаю не отмалчиваться и ждать, что само собой как-нибудь решится, а писать и доказывать свою точку зрения в адрес Роспотребнадзора.\”

\"\"

Мягко как-то сказано. Еще раз резюмируем. Новый САНПИН, предлагаемый Онищенко  не должен рассматриваться даже теоретически, как высококоррупционный и непроработанный документ. Самого же руководителя ведомства допустившего появление такого «проекта» следует срочно отправить в отставку.

P.S  Больше всего в деятельности структур Онищено возбуждает тот факт, что его сотрудники вместо того чтобы намазывать смывы и ковырять мазки, выходят на проверки в аптечные предприятия. Часто многие их них не имеют элементарного базового высшего образования.

Такой \”контролер\” вооруженный Санпином, это что-то ……

Loading