Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Обращение редакции \”Провизор.РУ\” к Председателю Правительства России

В настоящее время государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется, помимо прочего, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства, на что прямо указано в Федеральном законе от 22.06.1998 №86-ФЗ \”О лекарственных средствах\” (пп.5 п.1 ст.5)

Во исполнение указанного закона, а также в целях эффективного и экономного использования бюджетных средств в соответствии с Федеральным законом \”О лекарственных средствах\” и Бюджетным кодексом Российской Федерации  Правительством Российской Федерации издано Постановление от 09.11.01г. №782 \”О государственном регулировании цен на лекарственные средства\” (далее Постановление №782) .

Согласно Постановлению №782 государственное регулирование цен осуществляется на лекарственные средства, включенные в пространный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

 

Одновременно Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 \”О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)\” Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение положений означенного Указа №221 Правительством РФ издано Постановление от 07.03.1995 №239 \”О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)\”, согласно которому государственное регулирование торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения,….. на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

Анализ указанных актов не позволяет сделать однозначный вывод о \”масштабности\” государственного регулирования цен на лекарственные средства, что, в свою очередь, влечет вольное толкование сути государственного регулирования ценообразования со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов ценового контроля.

 

Так, с одной стороны, усматривается, что государственное регулирование цен в РФ осуществляется как в отношении лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, так и в отношении лекарственных средств, не вошедших в данный перечень-т.е. всех прочих (на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Такая ситуация, бесспорно, негативно влияет на развитие фармацевтического рынка России, как несоответствующая принципам рыночной экономики, а равно исключает возможность формирования объективного рынка ценообразования.

В данной связи также, стоит обратить внимание на то, что немаловажным регулятором ценообразования наряду с государственным регулированием, которое должно носит ограниченный и одновременно временный характер, является и здоровая конкуренция.   

 

С другой стороны, Постановлением №782 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях государственного регулирования дано право устанавливать предельные оптовые и предельные розничные надбавки только к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

 

И в данном контексте никаких сомнений и противоречий между вышеуказанными документами быть не может – государственное регулирование цен на лекарственные средства осуществляется исключительно в отношении лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших.

Регулирование же цен на все лекарственные средства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в этой связи, является ничем иным, как злоупотреблением \”полномочиями на местах\”.

 

   Учитывая изложенное, представляется важным и своевременным внесение уточнений в Постановление от 07.03.1995 №239 \”О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)\”, а именно:

 абз.6 Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации изложить в следующей редакции:

 

\”торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, включенные в  перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг\”.

 

 

\"alt\"

 

Loading