В конце ноября в Колонном зале Дома союзов прошел первый в истории России съезд фармработников. Казалось бы, вся аптекарская общественность должна была бы радоваться — статус мероприятия ясно показывал, насколько значима отрасль для страны. Однако в приватных беседах даже делегаты съезда выражали скорее сожаление, чем радость, чувствовали себя скорее незваными гостями на чужом празднике, чем именинниками. Отчего бы это?
Съезд организовала и провела Общероссийская фармлига, созданная в начале 2002 г. Лигу учредили три структурных подразделения Минздрава РФ, т.ч. это в полной мере его родное дитятко. Лига провозгласила необходимость объединения работников отрасли, а также защиты их прав и интересов на всех уровнях — от Президента России до региональных властей. Правда, до сих пор считалось, что это — прерогатива если не профессионального союза (а профсоюзные возможности и потребности нам, увы, слишком хорошо знакомы), то уж тогда общественных объединений самих тружеников.
И таких ассоциаций за годы реформ в отрасли возникло несколько. Поначалу они были робки, голоса их были едва слышны, а реальное влияние на положение дел в отрасли незаметно. Но в последние годы они окрепли, все смелее отстаивали интересы своих членов в различных ситуациях, оппонировали далеко не всегда удачным административным решениям Минздрава и правительства, противостояли их попыткам безраздельно управлять рынком лекарственных средств. Дошло до того, что ассоциации сформировали вполне внятное парламентское лобби, стали участвовать в совещаниях самого высокого уровня. Еще чуть-чуть — и их лидеры дозрели бы до объединения сил в борьбе с чиновничьим нажимом. Вот этого-то и нельзя было допустить.
Спешно появилась на свет Общерегиональная лига. Был задействован так называемый административный ресурс. На местах руководители органов здравоохранения и фармации дружески \»советовали\» организациям-членам уже существующих ассоциаций вступать в новоявленную лигу. Конфликтовать с начальством — себе дороже даже в условиях рынка. За неполный год в лигу \»добровольно\» вступили 1100 организаций — невиданное для общественного объединения число. Кроме, разумеется, партийных, профсоюзных и прочих организаций старых недобрых времен. Так простенько и со вкусом были убиты два зайца: создано масштабное объединение \»общественности\», именем которой теперь можно освящать любое административное безобразие, и выбиты из седла те непокорные ассоциации, которые отказались от чести в него вступить.
Правда, даже малые уроки демократии, с грехом пополам усвоенные за последние годы, не прошли бесследно. Так, делегаты настояли, чтобы в объединенный совет лиги ввели дополнительно пять человек — и среди них практических работников отрасли. В первоначальном списке тех, кого так жарко хотели объединить учредители, не было вовсе. Добились они и учреждения поста сопредседателя наблюдательного совета, на который единодушно избрали известного в отрасли А.Д. Апазова, возглавляющего до сей поры вполне самостоятельную ассоциацию \»Росфарма\». Но на предложение ввести в совет лиги представителей других профессиональных ассоциаций председательствующий иронично ответил, что \»нам перекрестное опыление не нужно\», нечаянно или нарочно высказав тем самым свое истинное отношение к понятию \»общественное мнение\». Его же отражал и тот факт, что во второй день съезда в зал не пускали журналистов. Да и то сказать, грустное это дело: смотреть, как чиновники \»наклоняют\» вполне самодостаточных, грамотных, уважаемых коллегами и уважающих себя людей.
всего просмотров — 61 , просмотров сегодня — 1