Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Фармацевтический рынок. Рынок в рамках.

Комментарий к ответу Первого Заместителя Министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Н.Е.Фонаревой в части ограничения действия перечня ЖВЛС.

Предоставленное г-жой Е.Н.Фонаревой разъяснение по вопросу действия перечня ЖВЛС на территории РФ представляет собой ни что иное, как письменное подтверждение номинальности полномочий МАП в сфере защиты предпринимательства перед лицом федеральных органов власти.

Из полученного ответа можно сделать вывод, что вопрос не рассматривался по существу.

Действительно, п.5 ст.5 ФЗ <О лекарственных средствах> государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, осуществляется путем государственного регулирования цен на лекарственные средства.

На законодательном уровне эта норма была введена ФЗ №5-ФЗ от 02.01.2000г.
Таким образом, со дня вступления в законную силу ФЗ №5-ФЗ Правительство РФ полномочно в разработке собственно механизма регулирования цен на лекарственные средства.

На сегодняшний день механизм ценообразования на лекарственные средства применительно к сфере торговли не разработан.

Ранее, в целях льготирования производителей по налогу на прибыль, Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 478 \”Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно – правовых форм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению\” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 2006) был утвержден перечень ЖВЛС.
Перечень построен по принципу <каждому лекарственному средству -свой код по общероссийскому классификатору продукции>.
В целях поддержки отечественного производителя, перечень носит расширительно-тотальный характер и регулирует взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности в сфере производства.

Таким образом, полномасштабное применение этого перечня в рамках торговой деятельности нарушает нормы гражданского законодательства о свободе договора, делает фармацевтический рынок менее конкурентно-способным из-за автоматического уменьшения собственных оборотных средств субъектов предпринимательской деятельности.

Обращение субъекта фармацевтического рынка в МАП было основано на норме ст.2 ФЗ от 22 марта 1991 года N 948-1 <О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках>.
Так, компетенция МАП распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.

При этом закон не конкретизирует степень участия федеральных органов исполнительной власти.
В частности такое участие может проявляться в виде целевого финансирования отдельных субъектов рынка, издания нормативных актов и т.д.
Согласно ФКЗ <О Правительстве РФ> от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ именно Правительство Российской Федерации является высшим исполнительным органном государственной власти Российской Федерации.
Иными словами, рассмотрение поданного заявления об ограничении Правительством РФ предпринимательской деятельности на фармрынке напрямую относится к компетенции МАП.

Не рассмотрение данного запроса по существу является ничем иным, как полным игнорированием предпринимательских прав на российском рынке.

Как выход из сложившейся ситуации, субъектам фармрынка можно порекомендовать подать иски в соответствующие судебные инстанции о возмещении упущенной выгоды вследствие неправомерного регулирования предпринимательской деятельности.

Loading