Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Журналистам, представителям общественности и всем заинтересованным в достоверной информации лицам.

Журналистам, представителям общественности и всем заинтересованным в достоверной информации лицам.Информационное письмо о ситуации на фармацевтическом рынке Россси в связи с рассмотрением \”Закона об обращении лекарственных средств\” и очередных бюрократических инициативах в области \”государственного регулирования\” фармацевтической отрасли.

В последнее время интерес общественности к фармацевтическому рынку России резко возрос. Сегодня интерес вызван обсуждением и рассмотрением \”Закона об обращении лекарственных средств\”, а также  постоянными попытками бюрократии ввести общественность и руководителей страны в заблуждение, создавая видимость собственной активности и нужности.

Так же мы вынуждены констатировать массовое непониманием чиновниками сути изменений, происходящих в области \”государственного регулирования\” фармацевтической деятельности. Редакция \”Провизор.Ру\” и профсоюз провизоров спешит проинформировать всех заинтересованных лиц.

Необходимо разделять вопросы собственно принятия нового закона \”Об обращении лекарственных средств\” и процедуры, так называемого, \”государственного регулирования цен на лекарства\”.

Если законодательные инициативы это скорее шаг вперед, то \”административные процедуры\” по \”регулированию\” отрасли в части ценообразования вызывают озабоченность.

Свое мнение по проекту закона мы выражали еще летом (https://www.provizor.ru/myopinion/55-obsuzhdaem-proekt-zakona-ob-obrashhenii.html)и даже обращались в органы государственной власти с предложениями (https://www.provizor.ru/profsouz/57-obrashhenie-k-ministru-golikovoj-ta-s.html). Наши замечания касались, как мы полагаем, чрезмерных полномочий и возможностей бюрократии на местах. В целом же мы оцениваем законопроект позитивно.

Мы также не ставим под сомнение право государства осуществлять функции государственного регулирования в целях защиты малоимущих граждан России.
Однако считаем, что при осуществлении функций регулирования чиновники – исполнители допускают серьезные просчеты, что в конечном итоге, приводит к увеличению коррумпированности отрасли, увеличению нагрузки на предпринимателей и не дает при этом никаких результатов для населения.
Наша многолетняя фармацевтическая практика показывает, что все громкие акции по \”регулированию\” бюрократия проводит исключительно для того, чтобы создать видимость деятельности и для того чтобы скрыть свои просчеты и злоупотребления.
К примеру, сегодня из уст высокопоставленных чиновников минздрава можно услышать такое обоснование необходимости дополнительного \”государственного регулирования\” отрасли. Мол в сезон гриппа , предприниматели позволили себе \”поднимать\” цены на основные противогриппозные препараты, чем создали обстановку, при которой потребители не смогли получать доступную фармацевтическую помощь.
Подобные утверждения не соответствуют действительностии.
В самом начале гриппозного сезона именно действиями чиновников минздрава был создан дефицит противогриппозных препаратов. Так как их прямой обязанностью было предупреждение населения и фармацевтических предпринимателей о грядущей эпидемии. гриппа. Вместо этого бюрократия занималась растратой бюджетных средств, напрасно направляя миллионы рублей на создание и закупку \”вакцин от свиного гриппа\”.
Не создавались и государственные резервы широко применяемых в России противогриппозных препаратов на государственных фармацевтических предприятиях, которые при бюджетной поддержке функционируют в каждом российском регионе.
Пользуясь возможностью заметим, что за то, что в сезон тяжелейшей гриппозной эпидемии страна осталась без противовирусных лекарств до сих пор никто из чиновником не понес ответственности.

Все 20 лет существования фармацевтического рынка государство использовало в полной мере свое право осуществлять \”государственное регулирование\” фармацевтической отрасли в целом и ограничивало размер торговых надбавок оптовых и розничных участников рынка. Причем наценки предпринимателей ограничивались как на пречень жизнено важных так и на все остальные лекарства и товары.
При этом высшая государственная власть никогда на деле не защищала интересов фармацевтических предпринимателей, позволяя региональным чиновникам произвольно трактовать федеральное законодательство и вводить государственное регулирование на весь перечень товаров, находящихся в обороте на фармацевтическом рынке.
На сегодня в 70 % регионов России цены и наценки ограничиваются на все ЛС. Что, конечно же, противоречит принципам рыночной экономики.

В первых законодательных актах о \”государственном регулировании\” цен на лекарства, еще в 90 х годах, подписанных тогдашним премьером В. Черномырдиным, содержались определения, обязывающие органы госвласти компенсировать затраты предпринимателей при ограничении наценок на лекарства. Компенсация затрат бизнесу так и оставалась декларацией.
Разве что в Москве Юрий Лужков в 90 е годы предоставлял аптекарям льготу по налогу на прибыль и предоставлял льготы по арендной плате. И еще лекарства до 2000 х не облагались НДС. Но такие \”преференции\” это уже история.
Зато процесс \”госрегулирования\” все двадцать лет приносил доход местным бюджетам и позволял вести безбедную жизнь чиновникам- ценовым контролерам, любой приход которых в фармацевтическую компанию заканчивался штрафом. И что дико для страны с рыночной экономикой \”изъятием в бюджет незаконно полученной выгоды\”.

Что собственно и заставляло предпринимателей расплачиваться с \”контролерами\” наличными на месте. То, что коррупция в области \”регулирования цен на лекарства\” зашкаливает за все мыслимые, даже для России, пределы говорит тот факт, что за 20 лет существования рынка по всей России имели место не более 10 случаев, когда предприниматели пытались защищать свои законные интересы в суде.

Последние же проделки бюрократов-специалистов по \”государственному регулированию\” минздрава и последующие за ними законодательные акты Правительства (Постановление Правительства России N654 от 08.09.09 ), скорее всего, приведут к тому, что в России окончательно исчезнет аптечное дело, а предприниматели перестанут инвестировать средства в розничный сегмент фармацевтики.


С надеждой на понимание и поддержку,
редактор \”Провизор. Ру\” Э.Хачатуров
представитель независимого профсоюза провизоров А.Вандышев
Россия, Москва

Дополнительная информация по телефонам в Москве (495) 610-17-87

Loading