Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Группа компаний \’\’Время\’\’

        
Генеральный директор фармацевтической компании \”Аптечная сеть \”36,6\” Артем Бектемиров принадлежит к постноворусской формации предпринимателей. Он утверждает, например, что уже сегодня добрая репутация – это колоссальный бизнес-актив. Он также согласен с мнением, что быть честным – это рационально. Кроме того, его волнует не только вопрос \”Как заработать деньги? \”, но и \”Зачем? \”.

        Когда Бектемирову было 25 лет, у него состоялся довольно важный разговор с одним швейцарским гражданином. Для Артема это было время первых серьезных достижений в бизнесе и первых солидных денег. Возможно, мудрый швейцарец посчитал, что молодому человеку грозит головокружение от успехов, может, просто к слову пришлось, но разговор был о ценностях – истинных и мнимых. Швейцарец поделился с молодым предпринимателем своими наблюдениями, касающимися жизни престарелых миллионеров. Вот дожили они до 60 – 70 лет, заработали свои $300 – 500 млн, а в конце жизни испытали жесточайшее разочарование. Многие из этих людей несносны, чудовищно циничны, они никому не верят, и тем более никто не верит им. С ними невозможно общаться, сами они никому не нужны, кроме наследников, которых интересуют только деньги. \”Я задумался: а что есть конечный продукт деятельности? – говорит Артем Бектемиров. – Обладание дензнаками? Или что-то другое? Это существенно повлияло на всю систему координат\”.

        Мы обедаем на террасе \”Белого квадрата\” – ресторана, открытого в прошлом декабре двумя талантливыми французами Франком Арди и Эриком Ле Прово, прославившими в свое время \”Ле Дюк\”. За недолгое время существования \”Белый квадрат\” успел стать новой меккой для местной французской диаспоры и бизнес-истеблишмента.

        За те три-четыре часа, на которые растянулся разговор, погода успела смениться несколько раз – от жары с ярким солнцем до почти бури с грозой и ливнем. И наоборот.

        На визитке Артема Бектемирова написано: генеральный директор группы фармацевтических компаний \”Время\”, но когда он рисует сегодняшнюю структуру бизнеса, то в ней головная компания уже называется ОАО \”Аптечная сеть \”36,6\”. Входящие в нее подразделения соответственно ЗАО \”Верофарм\” и ЗАО \”Аптеки \”36,6\”. \”Верофарм\” – это три фармацевтических предприятия, которые производят лейкопластыри, витамины и дженерики. В подразделение \”Аптеки \”36,6\” входят 43 одноименные аптеки. Совокупный объем продаж всей группы за первое полугодие – около $60 млн. Прибыль до налогообложения и амортизации за тот же период – $7,8 млн. Штат работающих – 5000 человек.

        У компании два основных владельца – Артем Бектемиров и Сергей Кривошеев. Они владеют равными долями бизнеса и даже сидят в одном кабинете. Бектемиров занимается оперативным управлением, а Кривошеев, он же председатель совета директоров, отвечает за все вопросы, связанные с лоббированием. В списке владельцев также несколько миноритариев из числа высших менеджеров компании.

        Бизнес Бектемирова и Кривошеева начинался банально – с торговли компьютерами. Среди покупателей были медицинские учреждения, возможно, это и предопределило дальнейший ход событий. Во всяком случае, никто всерьез не просчитывал, какая ниша лучше, какая хуже. Решение купить первую партию аспирина родилось спонтанно. Бектемиров тогда еще учился в МГИМО, на каникулы он отправился в Англию в гости к будущему тестю, работавшему там спецкором \”Известий\”. В Лондоне Артем провел три месяца, работая портье и коридорным в маленькой гостинице. Параллельно он наводил справки о поставщиках лекарств.

        История приобретения стартового капитала сегодня звучит как анекдот. Искали кредит в разных банках, наконец зашли в ближайший от дома. Банкир, увидев бизнесменов, сказал: \”О, я знаю этих ребят\”, – тогда им было по 22 года – и выдал $100 000 под 100% на три месяца. Продав аспирин, выручили $350 000, расплатились с банком, на остальные деньги начали строить компанию.

        Первая сделка все же прошла не без приключений. Когда аспирин привезли в Москву, обнаружилось, что лекарства нельзя ввозить, как теннисные мячи, например. Чтобы получить разрешительные бумаги, нужно было понять, кто их выдает и как вообще работает этот рынок. Так со всеми и познакомились, говорит Бектемиров.

        Дальше тоже все, как у всех: покупали и продавали лекарства. Потом миллиона за полтора долларов купили завод в Воронеже – крупнейшее в стране производство лейкопластыря. Затем к активам добавили Белгородский витаминный комбинат. Поначалу перестраивали систему управления практически по наитию. \”Какое-то элементарное понимание того, что нужно делать, почерпнули из окружающей среды, научно-популярной литературы\”, – говорит Бектемиров.

        Примерно в это время начался перелом: закончилась самодеятельность, а компания \”Время\” начала приобретать формы современного бизнеса. Предприниматели поняли, что нужно остановиться и всерьез осмыслить, что происходит и как развиваться дальше. Вопросов было много, быстро найти ответы не удавалось. Приятель Артема Бектемирова Аркадий Гибов тогда работал в McKinsey & Company, он посоветовал обратиться туда. Начали сотрудничать с этой консалтинговой компанией.

        В бизнес-сообществе в последнее время активно обсуждается тема полезности-бесполезности консультантов. Бектемиров сотрудничает с McKinsey уже почти шесть лет. \”Но, работая с ними, нужно их максимально эксплуатировать, добиваться того, что необходимо тебе, – говорит Бектемиров, – это один из важных факторов. Если не ставить себе такой задачи, тогда это ресурс безмерно дорогой и бессмысленный\”.

        Один из первых проектов, который помогла реализовать McKinsey, – реструктуризация Белгородского витаминного комбината, огромного предприятия с 6000 работающих. \”Беда российского предпринимательства – это гигантомания, – говорит Бектемиров. – Хочется надкусить, а в рот не влезает\”. На Белгородском комбинате была выделена самая доходная часть – производство готовых лекарственных форм, ее компания \”Время\” оставила себе. Подразделение органического синтеза было продано профильной компании. Заодно, как говорит Бектемиров, избавились от домостроительного комбината, ансамбля песни и пляски, подсобного хозяйства, гостиницы, общежитий, которые входили в комбинат, и проч. , и проч. \”Слава богу, губернатор – конструктивный человек, который рационально подходит ко всем вопросам\”, – замечает он. Белгородский витаминный комбинат – градообразующее предприятие, поэтому без взаимопонимания с властями никакая реструктуризация не удалась бы. Даже богатейшая коллекция лучших мировых бизнес-практик, которой располагает McKinsey, здесь не помогла бы.

        Та же McKinsey & Company подсказала идею создания аптечной сети \”36,6\”. В РФ в отличие от многих европейских стран не запрещено развитие аптечных сетей. Консультанты сделали прогноз, предсказав их активное развитие, появление крупных игроков на этом поле. По разным оценкам, прошлогодняя емкость российского фармацевтического рынка – $3 – 3,5 млрд в розничных ценах. Рынок парафармации – $4 млрд. Ежегодный рост объема – 10%.

        Розничная аптечная компания \”36,6\” была зарегистрирована 17 августа 1998 г. Но катастрофы не последовало, хотя из-за кризиса компания потеряла как минимум $20 млн в оборотном капитале. Тем не менее Бектемиров считает, что кризис оздоровил российский бизнес. \”Кризис очень хорошо все структурировал, люди спустились на землю\”, – комментирует Бектемиров.

        McKinsey написала для сети аптек укрупненный бизнес-план, в котором были расставлены главные ориентиры: куда двигаться и что развивать, чтобы стать технологичным ритейлором. \”Это сложная штука на самом деле\”, – говорит Бектемиров. Человек приходит в аптеку и видит то, что находится перед ним. А кроме этого есть инфраструктура, до которой потребителю дела нет, – это логистика, финансы, ассортимент, планирование, маркетинг, мерчендайзинг. И все это должно быть сконструировано идеально – здесь нельзя ошибиться, потому что покупателю либо понравится, либо нет.

        Идея аптек \”36,6\” подразумевала слом старой концепции советской аптеки со стеклянными барьерами, которые охраняли провизоров от заразных посетителей. По новой концепции аптеки должны ассоциироваться со здоровьем и красотой. Если в стандартной старой аптеке соотношение лекарств и парафармацевтических товаров было 90 на 10, то в \”36,6\” – 50 на 50 и доля лекарств постепенно снижается.

        За десертом снова возвращаемся к разговору о высоком – об ответственности человека за то, что он делает. Бектемиров уверен, что в бизнесе, как в природе, идет процесс естественного отбора. Случайные люди не задерживаются либо со временем очень сильно \”дисконтируются\”.

        \”Когда пришла та первая фура с аспирином, мы сняли подвальчик в больнице и с г-ном Кривошеевым разгрузили все это своими руками – вариантов не было, все деньги потратили на аспирин, растаможку, – говорит Бектемиров. – А когда ты сам эти коробочки потаскал и потом вся структура ценностей начала постепенно складываться, было время все это переварить, принять правильные решения. Если же все это происходит случайно, благодаря удачному стечению обстоятельств, то тут вступает в силу естественный отбор\”.

Елена Евграфова
Ведомости

08 августа 2002
www.kapital.ru

Loading