Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Анализ бюджетного финансирования здравоохранения

На финансовом положении здравоохранения в целом сказывается состояние экономики страны, рост инфляции и цен на услуги коммунальных предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность учреждений.

В 2000 году расходы на здравоохранение составили 1,9 % от ВВП, в 2001 – 1,7%. Это один из самых низких показателей по сравнению с некоторыми европейскими странами: ВОЗ рекомендует выделять на нужды здравоохранения не менее 4-5%.

В прошлом году республиканский бюджет здравоохранения, по информации, полученной от министра здравоохранения, вместе с грантами и инвестициями составил 7,3 млрд тенге. В 2002 г. он увеличился в 1,8 раза, и его \”чистая\” часть равна 12,01 млрд тенге.

По данным департамента экономики и финансов МЗ РК, объем финансирования с 1996 г. по 2001 г. возрос на 19,7 млрд тенге. Наименьший объем бюджетных ассигнований в этот период отмечался в 1998 году. В тот год бюджет формировался в ситуации, когда объективные трудности периода переходной экономики усугубились финансовым кризисом, охватившим страны Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. В среднем ежегодный прирост бюджетных дотаций составил 8,2 млрд тенге в денежном выражении, или 16 % (рис. 1).
\"\"

Что касается средств, выделяемых на нужды местных и республиканских органов здравоохранения, то тут можно отметить следующее. К 2001 году объем финансирования местного бюджета составил 43,8 млрд тенге, республиканского – 7,3 млрд тенге (рис. 2).
\"\"

Распределение бюджетных средств на республиканские программы приведено на рисунке 3.
\"\"

В среднем наблюдается динамика поступательного роста, хотя, конечно, по мнению ряда специалистов, реальная потребность все же остается неудовлетворенной. Самый большой объем финансирования выделяется на централизованный закуп противотуберкулезных препаратов, медицинского оборудования и санитарного транспорта, на борьбу и профилактику с опасными инфекциями (таблица).

Распределение
бюджетных средств на программы, финансируемые из
республиканского бюджета МЗ РК в 1999-2004
гг.

(тыс долл
США)

Название
программы

1999

2000

2001

2002

2003

2004

*ЦЗ противодиабетических
препаратов

200000

350000

590688

958925

1073996

0

Хранение
спецмедрезерва

3334,1

3900

6342

10835

11518

12197

Борьба с эпидемиями на
республиканском уровне

15622

15622

15622

15622

16606

17586

Пропаганда здорового образа
жизни

4859

9200

10168

16008

17017

18021

*ЦЗ ЛС для лечения детей,
больных лейкемией

0

0

23000

133486

141896

150267

Производство крови
(заменителей) на республиканском уровне

114705

145790

151772

151772

161334

170852

*ЦЗ диализаторов с расходными
материалами и ЛС для больных, перенесших операцию по
пересадке почек

0

0

166500

180000

191340

202629

Реабилитация
детей

184089

194847

211284

211284

224595

237846

*ЦЗ вакцин против вирусного
гепатита \”В\” и \”А\”

260358

162000

162000

231150

263040

278559

*ЦЗ вакцин для проведения
иммунопрофилактики

183847

183847

283847

348140

370072

391907

Охрана материнства и
детства

 

420033

470559

583382

620136

656722

Профилактика и борьба с
опасными инфекциями на республиканском
уровне

476486,8

524213

607988

611159

649662

687991

*ЦЗ мед.оборудования и
сан.транспорта

1499360

300000

627519

1280200

1360853

1441143

Республиканская программа
\”Туберкулез\”

601899,8

988824

660613

1599141

1699885

1800180

    *ЦЗ –
Централизованный закуп

На выполнение республиканской программы по борьбе с туберкулезом в 2002 г. в республиканском бюджете предусмотрено 1 млрд 300 млн тенге. Утверждена также республиканская программа по онкологическим заболеваниям. На ее реализацию в этом году выделено 1 млрд 200 млн тенге. Из них 800 млн – на базовые препараты. На юге, севере, востоке и западе страны открываются региональные институты онкологии.

С 2001 года были введены две новые программы \”Централизованный закуп ЛС для лечения детей, больных лейкемией\” и \”Централизованный закуп диализаторов с расходными материалами и ЛС для больных, перенесших операцию по пересадке почек\”. Причем с 2002 года финансирование программы по закупу препаратов для лечения лейкемии планируется увеличить в 5,8 раза (рис. 4 и 5).
\"\"
\"\"

Кроме того, отдельными статьями бюджета являются программы \”Образование\”, \”Наука\”, \”Судебно-медицинская экспертиза\”, доля расходов на которые не учитывалась при анализе.

В этом году, по сведениям, полученным от Министерства здравоохранения, планируется провести полную вакцинацию от ВГБ детей до года и медработников группы риска. В феврале состоится тендер по закупу вакцин. Обещано также обеспечить инсулинозависимых детей (100 %) и взрослых (95%) качественными человеческими инсулинами и средствами доставки. В достаточном количестве планируется закупить свиные инсулины. Благодаря централизованному закупу в 2002 г. закроется 70% заявленной потребности ЛПО в медицинском оборудовании. Запланировано приобретение транспорта для СУБ и ФАП. В 2 раза больше, чем в прошлом, будут закуплено флюоромашин. Каждая область получит 5 рефрижераторных машин для соблюдения холодовой цепи.

Было подсчитано, что потребность в финансировании первичной медико-санитарной помощи республики составляет 121 млрд тг в год. В 2001 г. на эти цели было выделено только 41 млрд. Благодаря тому, что строительство, капитальный и текущий ремонты ЛПО сейчас возложены на бюджеты местных администраций, в 2002 г. финансирование ПМСП увеличено до 62 млрд тенге. Готовится отмена постановления о медработниках без помещения, населенные пункты до 100 человек будут закреплены за ФАПами, оснащенными транспортом.

В целом исполнение бюджета по программам, финансируемым из республиканского бюджета Министерства здравоохранения РК в 2000 и 2001 гг. реализовано на 100 %, по сравнению с 1999 г. – 92%.

Айжан ИМАШЕВА
\”Казахстанский ФармВестник\”

Loading