Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Фармацевтический рынок просит защиты.

В Министерство РФ
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

123995, ул. Садовая Кудринская, д.11
Д-24 2 ГСП-5

Г-ну Южанову И.А.

Исх. №_____ от _________2001года
г. Москва

З А Я В Л Е Н И Е

Просим рассмотреть вопрос о полномасштабном ограничении в Москве величины розничной надбавки, исчисляемой аптечными предприятиями, от зарегистрированной цены производителей лекарственных средств.
Такая ценовая политика на фармацевтическом рынке существенно нарушает интересы хозяйствующих субъектов – аптечных предприятий в части искусственного ограничения величины оборотных активов и, как следствие-ограничение конкурентных способностей ввиду ограниченной возможности в закупке лекарственных средств, приобретаемых аптеками с целью обращения, что противоречит сути рыночной экономики, т.к. устанавливает единый предел уровня цен на все лекарственные средства в розничной сфере.

СУТЬ ВОПРОСА.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 478 <Об утверждении перечня жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых норм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению> (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.07.96 N 822, от 20.05.99 N 546) был утвержден перечень лекарственных средств (в дальнейшем <Перечень>), создающий льготные условия для отечественного производителя по налогу на прибыль (Приложение №1).
Разработанный Перечень содержит наименование лекарственного средства, код по общероссийскому классификатору продукции и носит открытый характер, т.к. включает все наименования продукции, отнесенные к указанному в коде виду-что достаточно логично в целях защиты отечественного производителя (Приложение №1, раздел №1).
Графа <Код по общероссийскому классификатору продукции> раздела №1 Перечня построена по принципу <код одной из составляющей лекарственного средства>.
Таким образом, любое лекарственное средство, произведенное на территории РФ, и являющееся продукцией отечественного производителя, содержащее хотя бы одну из составляющей, относящейся к определенному обозначенному коду, автоматически становится жизненно-важным лекарственным средством.
В целях обеспечения государственного контроля за ценами на лекарственные средства Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 347 <О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства> была введена государственная регистрация отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 478 (Приложение №2).
Этим же постановлением был утвержден Порядок государственной регистрации отпускных цен производителей и установления оптовых и розничных надбавок к отпускным ценам производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Приложение №2).
При этом обязанность регистрации цены была предусмотрена и для импортных лекарственных средств, производители которых (если следовать буквальному толкованию ФЗ <О налоге на прибыль предприятий и организаций>, Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 478) не имеют льготы по налогу на прибыль на территории РФ. (Приложение №1, 3).
При проведении процедуры регистрации лекарственному средству присваивается определенный код в соответствии с утвержденной Системой общероссийских кодов классификации продукции действующей на территории РФ.
Учитывая тот факт, что Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 478 носит расширительный характер, то любое лекарственное средство (в т.ч. произведенное за пределами РФ) автоматически становится жизненно важным, т.к. попадает в одну из групп видов продукции, соответствующей определенному коду (вне зависимости от производителя лекарственного средства).
Ввиду того, что на территории РФ любое лекарственное средство после процедуры регистрации становится жизненно важнейшим (т.к. попадает в Перечень), Постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 347 право установления оптовых и розничных надбавок было закреплено за органами исполнительной власти субъектов РФ.
(Это право было закреплено за органами исполнительной власти субъектов РФ еще более ранним документом-Постановлением Правительства от 07.03.1995г. №239 <О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)>) (Приложение №4).
Таким образом, во исполнение Постановления Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 347 мэром Москвы было издано распоряжение от 27.07.2000г. №811-РМ <О формировании цен на лекарственные средства, цены производителей которых подлежат государственной регистрации> с указанием величины оптовой и розничной надбавки (Приложение №5).
Иными словами, по мере прохождения производителями процедуры регистрации в Минздраве РФ (не только отечественными производителями, но и иностранными производителями) цена на лекарственное средство становится регулируемой, т.к. попадает под действие вышеозначенных нормативных актов.
По состоянию на 01.07.2001г. цена регулируема уже на 6 тысяч наименований лекарственных средств. И эта цифра растет по мере прохождения дальнейшей регистрации в Минздраве, несмотря на тот факт, что изначально перечень составлялся только для отечественного производителя.

ПРАВОВАЯ ПОЗИЦИЯ :

Предпринимательская деятельность, как составная часть имущественных отношений, входит в основной предмет гражданского права и регулируется нормами ГК РФ (п. 1 ст. 2 ГК РФ). (Приложение №6).
Согласно норм вышеозначенной статьи участниками гражданско – правовых отношений, могут быть физические лица, юридические лица, РФ, ее субъекты и муниципальные образования.
Базируясь на положениях Конституции, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ст.2 ГК РФ).

Иными словами, оно регулирует и отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
При этом хозяйствующие субъекты приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, т.е. желание получить определенный благоприятный результат от своих действий, а в условиях рынка – прибыль, также является необходимой предпосылкой возникновения и осуществления гражданских прав (ст.ст.2, 49 ГК РФ) (Приложение №6, 7).

В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст.ст.1, 421 ГК РФ) (Приложение №8,9).
Свобода договора в условиях рынка подчинена также общему правилу, согласно которому запрещается использовать право в целях ограничения конкуренции (п. 1 ст. 10 ГК). (Приложение №10).
Согласно ч. 3 ст.55 Конституции РФ, п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в названных в данной норме целях, которые ввиду их значимости оправдывают введение соответствующих ограничений. (Приложение №6, 11)
Т.е. установление ограничений гражданских прав указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и законами субъектов Российской Федерации, а также в иных непоименованных в п. 2 ст. 1 ГК целях не допускается.

На сегодняшний день законом, создающим правовую основу деятельности субъектов обращения лекарственных средств, устанавливающим систему государственных органов, осуществляющих правоприменительную практику, а также распределяющим полномочия органов исполнительной власти в сфере обращения лекарственных средств является ФЗ <О лекарственных средствах> №86-ФЗ 22 июня 1998 года (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 5-ФЗ). (Приложение №12).

Процесс государственного регулирования отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, путем государственного регулирования цен на лекарственные средства на законодательном уровне был закреплен только 02.01.2000г. Федеральным законом № 5-ФЗ. (Приложение №13).

Ввиду отсутствия (во исполнение ФЗ №5 от 02.01.2000г.) разработанного механизма регулирования цены на лекарственное средство, п.5 ст.5 ФЗ <О лекарственных средствах> трактуется расширительно, и влечет за собой произвол со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ на фармацевтическом рынке.

Подобная ситуация в части тотального ограничения надбавки на все, прошедшие регистрацию лекарственные средства, приводит к существенному уменьшению оборотных средств хозяйствующего субъекта, приводит к превалированию объема затрат над величиной извлекаемой прибыли, и в конечном итоге, отрицательно сказывается на налоговых платежах, не содействует формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Учитывая вышеизложенное, а также на основании ст.12 ФЗ <О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках> от 22 марта 1991 года № 948-1,

ПРОСИМ:

1. Принять меры в части признания перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 478 <Об утверждении перечня жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых норм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению> (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.07.96 N 822, от 20.05.99 N 546), действующим только в части льготирования по налогу на прибыль отечественного производителя.

2. Обязать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти Москвы разработать и утвердить закрытый перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения с указанием конкретного названия лекарственного средства, производителя (отечественного, иностранного) розничная надбавка на зарегистрированную цену которых будет ограничена.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 478 <Об утверждении перечня жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых норм, выпустившими эти лекарственные средства и изделия медицинского назначения, не подлежит налогообложению> (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.07.96 N 822, от 20.05.99 N 546).

2.Постановление Правительства РФ от 29 марта 1999 г. N 347 <О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства>.

3.ФЗ <О налоге на прибыль предприятий и организаций>.

4.Постановление Правительства от 07.03.1995г. №239 <О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)>.

5.Распоряжение мэра Москвы от 27.07.2000г. №811-РМ <О формировании цен на лекарственные средства, цены производителей которых подлежат государственной регистрации>.

6.ГК РФ, статья 2.

7.ГК РФ, статья 49.

8.ГК РФ, статья 1.

9.ГК РФ, статья 421.

10.ГК РФ, статья 10.

11.Конституция РФ, статья 55.

12.Федеральный Закон <О лекарственных средствах> №86-ФЗ 22 июня 1998 года (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 5-ФЗ).

13.Федеральный закон от 02.января 2000 года № 5-ФЗ.

Loading