Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Как сдаются позиции московских аптек, или один из способов уничтожения..

Попытаемся разобраться в сложившейся ситуации.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. И одной из составляющей высшей ценности (согласно статьи 41 Конституции РФ) является право на охрану здоровья и медицинскую помощь, механизм реализации которого изложен во многих законных и подзаконных актах РФ.

Так, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, статьей 44 это право реализуется, в частности, в обеспечении населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.

В свою очередь, порядок обеспечения населения лекарственными средствами регулируется Федеральным законом от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ <О лекарственных средствах>.
Так, розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными учреждениями.
Лекарственные средства, отпускаемые по рецепту врача, подлежат продаже только через аптеки, аптечные пункты, лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, могут продаваться также в аптечных магазинах и аптечных киосках.

Именно в этом законном акте мы впервые на федеральном уровне встречаем словосочетание <аптечный пункт>.

Учитывая тот факт, что виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, Министерство здравоохранения СССР (в настоящее время-Минздрав РФ) в Приказе от 22 декабря 1989г. №673 <О порядке лекарственного обеспечения населения>, (действующим и поныне), в <Положении об аптечных пунктах> определил, что аптечные пункты делятся на две категории.
Аптечные пункты I категории организуются хозрасчетными аптеками при поликлиниках и амбулаториях, расположенных в городских и сельских населенных пунктах.
В городах аптечные пункты I категории организуются при поликлиниках, расположенных на расстоянии более 0,5 км от ближайшей хозрасчетной аптеки. В других населенных пунктах они организуются при отсутствии аптек.
Аптечные пункты I категории обеспечиваются аптекой: аптечной мебелью, оборудованием, приборами и аппаратами согласно определенных норм.
Аптечные пункты II категории организуются на фельдшерско – акушерских пунктах и вопрос об их организации решается Центральной районной аптекой по согласованию с Центральной районной больницей.
Определил Минздрав и ответственного за деятельность пункта в лице заведующего <базовой> аптеки (аптеки от которой он организован), который обеспечивает аптечные пункты списком лекарств, отпускаемых населению без рецепта, справочными и инструктивными материалами, таблицами, прейскурантами розничных цен.
Возглавляется пункт заведующим – провизором, назначающимся заведующим аптекой.
В разработке этого документа участвовали люди достаточно компетентные в вопросе фармации -начальник Главного управления организации медицинской помощи В.И.Калинин и занимавший в то время должность Генерального директора В/О \”Союзфармация\” А.Д.Апазов.

Сделать вывод из вышесказанного несложно: аптечный пункт открывается аптекой и находится под ее контролем, может реализовывать лекарственные средства рецептурного и без рецептурного отпуска соответственно.

Но это еще не все.

Для возможности осуществления фармацевтической деятельности необходимо пройти одну формальность -лицензирование.
Как следует из норм Федерального закона от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ <О лицензировании отдельных видов деятельности>, лицензирование -это мероприятие, связанное с выдачей лицензии и свидетельствующее о факте обязательного выполнения со стороны хозяйствующего субъекта необходимых условий, установленных нормативными правовыми актами.
<В целях обеспечения в соответствии с Конституцией Российской Федерации правовых основ единого рынка Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствии с их полномочиями осуществляют : утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности;:>.
Т.е. в вопросе лицензирования приоритет -за Президентом РФ и Правительством РФ.

Вроде бы, все всем должно быть ясно.
Однако господин Лужков, совместив свои должностные полномочия, частично с полномочиями Президента РФ, Правительства РФ, а частично, с функциями Минздрава РФ, одним росчерком пера в распоряжении №157-РМ от 20.02.1998г. <Об утверждении временного положения о порядке лицензирования фармацевтической деятельности на территории города Москвы> предусмотрел иные требования к аптечному пункту, отличные от требований, предъявляемых на федеральном уровне (не из-за этого ли обстоятельства был ликвидирован тогдашний Комитет фармации, возглавляемый госпожой Тельновой Е.А., и который, несмотря на свои недостатки, являлся профессиональным стражем фармацевтического рынка?).

Так, аптечный пункт может быть организован юридическими лицами (т.е. аптеками, если следовать нормам федеральных законных актов), а также индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное образование.
С момента издания распоряжения, изменяющего требования к лицензиату, на территории нашего славного города начали плодиться аптечные пункты, бесконтрольно реализующие от имени <неизвестного индивидуального предпринимателя> лекарственные средства рецептурного отпуска под час такого же неизвестного происхождения.

И это все на фоне тотального обнищания городских аптек, полного отсутствия поддержки последних со стороны органов городской власти.
Достаточно сказать, что большая часть из аптечных предприятий до сих пор не может оправиться от столь нашумевших экспериментов по льготному обеспечению населения лекарственными средствами.
Так, огромные долги городским аптекам за 1997-1998г.г. были погашены только в 2000г. и без учета индекса дефлятора.
Совершенно ясно, что полученные аптеками денежные средства по <льготе> успели за это время превратиться в гроши, которыми перекрыть образовавшуюся кредиторку не под силу.

Небольшая часть городских аптек отважилась на приватизацию.
Не будем вдаваться в подробности приватизации.
В условиях тотального ограничения наценки и этот шаг не особо спасает положение-оборотных средств все равно не хватает, впрочем, как и поддержки городских властей, заинтересованности со стороны последних в развитии <русского> стандарта фармацевтического бизнеса.

А что дальше?

Видимо под влиянием старой поговорки: \”С глаз долой-из сердца вон> часть доведенных до банкротства городских аптек отойдет под юрисдикцию никому не известных в области фармации управленцев со своим видением лекарственного обеспечения.

А <ларьки> с их расширенными функциями, о которых шла речь ранее, в конечном итоге будут разогнаны, повторяя печальную судьбу многих хозяйствующих субъектов в Москве.

Хочется надеяться, что на фармацевтическом рынке все же будет наведен порядок, ликвидация таких аптечных пунктов осуществится только в строгом соответствии и в порядке, установленном законодательством РФ, а к виновным в разрушении и разорении городских аптек будет применена мера ответственности, предусмотренная соответствующим кодексом РФ, бывающим под час таким жестким.

Успеть бы, пока живы.

Loading