Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Вой по поводу НДС не утихает!

Проблемы с законопроектом об отмене НДС на медицинскую продукцию ударили по отечественным производителям лекарств

Как сообщили RBC daily, в будущем месяце на рассмотрение депутатов поступит долгожданный законопроект, призванный отменить НДС на лекарственные средства. Несмотря на то что в предвыборный период эта популярная мера могла бы повысить статус действующих законодателей в глазах избирателей, думцы вряд ли успеют принять закон в этом году. В 2004 г. налог будет и дальше оказывать негативное влияние на развитие отечественной фармацевтической отрасли. Уже сейчас он привел к росту импорта и снижению доходов многих отечественных производителей.
Законопроект об отмене НДС на медицинскую продукцию был подготовлен еще весной. Но в бюджетном комитете Госдумы документ получил отрицательный отзыв, а заодно и прописку в «долгом ящике». Тем не менее совершенно забыть о законопроекте не представляется возможным, поэтому в начале будущего месяца он будет вынесен на рассмотрение депутатов. С одной стороны, законодателям выгодно принять популярный закон: подразумевается, что это приведет к снижению цен на лекарства. С другой стороны, если проект не будет принят до прохождения бюджета, то, по крайней мере на следующий год, он теряет всякий смысл. Поэтому противники отмены НДС на лекарства, оставив на рассмотрение законопроекта всего лишь месяц, практически решили его судьбу. В результате, судя по всему, НДС на лекарства будет действовать и в следующем году.
Напомним, что в 2000 г. по инициативе правительства был принят федеральный закон, устанавливающий введение НДС в размере 20% на медицинскую продукцию. Основной аргумент сторонников этой непопулярной меры: все производители должны находиться в равных условиях. Кроме того, благодаря введению НДС на лекарства правительство планировало привлечь дополнительно 1 млрд рублей в бюджет. Противники закона утверждали, что никакой фактической прибыли бюджет не получит, зато цены на лекарства увеличатся. Под давлением общественного мнения вступление в силу закона о введении НДС на медицинскую продукцию было отсрочено до 1 января 2002 года, а ставка НДС была снижена до 10%. Уже в первый месяц действия нового норматива цены повысились на 10,6% и продолжали расти в течение всего года.
Другие негативные последствия введения НДС наглядно проявились уже в этом году. В недавно опубликованном отраслевым агентством RMBC исследовании говорится, что в январе – июне 2003 года рынок импорта вырос на 52% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 930 млн долларов. Такой скачок объясняется тем, что импортеры сумели подготовиться к введению НДС лучше, чем отечественные производители. Дело в том, что накануне введения налога участники рынка находились в состоянии ступора и были не в состоянии прогнозировать, как отреагирует рынок на новую для него ситуацию. Именно поэтому крупные дистрибьюторы в меру своих финансовых возможностей попытались создать запасы продукции – получилось, что в основном это была импортная продукция. Отечественные фармацевтические предприятия не смогли конкурировать в формировании своеобразного НЗ со своими зарубежными коллегами из-за дефицита оборотных средств.

Российские фармацевтические предприятия начали активно развиваться в конце 90-х годов, когда в России была принята программа импортозамещения. Планировалось, что отечественные производители смогут составить реальную конкуренцию иностранцам за счет выпуска дженериков (лекарственные препараты, на которые истек срок патентной защиты), которые в 2,5-3 раза дешевле импортных аналогов. Действительно, российские предприятия сумели повысить объемы своего производства и прочно закрепить за собой 40–45% фармацевтического рынка. Благоприятные тенденции в отрасли привели к тому, что российские предприятия начали меняться не только количественно, но и качественно. В соответствии с указанием Минздрава с 2005 года все отечественные производители лекарств должны перейти на стандарты GMP (Good Manufacturing Practice). Реализация этого решения требовала кардинального перевооружения отрасли и, соответственно, значительных инвестиций. Отечественные компании начали активно вкладываться в производство: по некоторым данным, общий объем инвестиций в 1999-2002 гг. составил 200 млн долларов. Но если рассмотреть структуру вложений, то становится очевидно, что долго этот процесс не продлится. На 90% инвестиции формировались за счет собственных средств. Большой объем вложений привел к тому, что уже в 2001 г. предприятия ощутили дефицит оборотных средств. Именно поэтому получилось, что, когда дистрибьюторы создавали запасы импортных препаратов, была заложена основа для укрепления позиций импорта. Большое предложение в сочетании с массированной рекламной поддержкой привело к тому, что потребительский интерес сместился в сторону зарубежных препаратов. Доля рынка иностранных производителей опять начала стремительно расти и к первому полугодию 2003 г. достигла 68%.

Таким образом, отечественные производители в значительной степени утратили свои позиции и в ближайшее время вряд ли сумеют их вернуть. По данным того же RMBC, если в начале 2000 г. в десятку крупнейших производителей входило три отечественных предприятия, то к началу 2003 г. осталось только одно. По некоторым данным, 50 отечественных фармацевтических компаний закончили прошлый год с убытком. Тем не менее, по утверждению координатора департамента маркетинговых исследований RMBC Виктории Соколовой, не все так пессимистично. «В первом полугодии рост объемов отечественного производства составил 16%», – сообщила RBC daily г-жа Соколова. Правда, основной рост производства осуществляется за счет 10 крупнейших производителей. В первой половине 2003 года они произвели продукции на 251 млн долларов, то есть на их долю приходится 58,5% отечественного производства. Ряды же остальных действующих предприятий (около 300) могут в ближайшее время значительно поредеть. По мнению г-жи Соколовой, к 2005 году в России перестанет существовать от 30% до 50% фармацевтических предприятий.

Отдел экономики
Анна Каледина, 24.09.2003

P.S. От редакции.

Тезис о том, что только НДС оказывает и будет оказывать на отечественную промышленность негативное влияние не имеет оснований. Интересно, кто же первый эту тему продвинул в люди?

Так как существует еще миллион причин до налогов, по которым отечественная фармацевтическая промышленность находится в глубокой заднице. И рулевые этой промышленности , надо сказать, не делают ничего, за редким исключением, что бы выйти на рыночное поле и занимать его, создавая конкуренцию лекарственному импорту. В то время , как западная промышленность ежедневно двигается вперед. Современные препараты, современные программы продвижения ЛС, обученные менеджеры. У нас же, либо «красные директора», либо семейные кланы. И еще противоречия между собственниками. О каком росте доли на рынке может идти речь. Откуда возьмется этот рост?

Маленький пример того года, когда в разгар сезона гриппа из оборота исчез «арбидол». Таких примеров масса.
Банально, но кто хочет и умеет делать бизнес, тот его делает и не падает в обморок от каких-то 10 % НДС.

Не припоминается что- то и случаев на ФР , когда высший менеджмент отечественных производителей (от хреновых условий) снимал себя полномочия. Стараются засесть навечно. ( или до внешнего управления)

 

О какой такой стагнации может идти речь, если один только «Нижфарм» показывает умопомрачительные результаты. Да и группа 36,6 не отстает.

Рост импорта. Как же без него, если фирмы производители ведут на нашем рынке конкурентную борьбу, увеличивая продажи своих продуктов. Правило «трех Б» никто не отменял.

Касательно роста цен от введения. Так это вообще чушь. Плоскость вопроса не та. Цены росли и растут только от некомпетентных действий отдельных чиновников Минздрава. Бланки, сертификаты, административные барьеры и прочие «ноу-хау». Как и не будет ответа на вопрос, почему высшие чиновники Минздрава выступают против НДС в первых рядах?!

Loading