Авторизация    
Logo Site
 
   
 
Авторизация
 
 
Навигация
  Главная От Редакции Наше Мнение Открытые письма Пресс-релизы Профсоюз Провизоров
Добавить новость Новое на сайте
 
 
 
Опрос на сайте
 
 
Популярные статьи
  • Российский провизор в Telegram
  • Провизор Аптекарю. Клуб аптекарей в эфире Provizor.Ru Заседание N1 выбираем место для аптеки.
  • Русская аптека в сентябре 2018. О проблемах сектора. О складах-поставщиках. О бойцах из Марафона. Рейтинг неудачников. Пиявкина доля.
  • Миллиарды "инвестиций в сети" от широты комплаенса фармацевтических производителей.
  • Новая жизнь сети Самсон-Фарма в сети "Эрка"..И еще крупный рекламодатель.
  •  
     
    Архив новостей
    Сентябрь 2018 (5)
    Август 2018 (2)
    Май 2018 (4)
    Апрель 2018 (2)
    Март 2018 (5)
    Ноябрь 2017 (4)
     
     
     
     
    Как связаться
    Вы можете связаться

    с Редакцией Provizor.Ru:

    а так же через фому обратной связи

    Контактный телефон в Москве:
    +7 (499) 380-83-01

    Skype:
    Skype MeT!
     
     
    Провизор в сетях
     
     
     
     
     
     
    » » Бабушкины рецепты


    Архив : Бабушкины рецепты
    автор: drwet 18-04-2002, 19:27 Просмотров: 945
    • 0

    Вам понравился наш сайт, наши статьи и расследования? Поддержите нас. Присоединяйтесь к нам на Фейсбук -
     

    Вокруг НДС на лекарства было столько волнений, как если бы власти ожидали социального взрыва. Против НДС выступила Дума, проблему обсуждало правительство.

    В ожидании НДС цены были подняты еще в декабре. В Москве, например, с октября по февраль среднестатистическая цена упаковки отечественного препарата выросла с 7,9 руб. до 10 руб., а импортного - с 49 руб. до 58,6 руб. (оценка DSM Group). Но премьер Михаил Касьянов заявил, что рост цен на лекарства вызван не столько появлением нового налога, сколько действиями самих торговцев, и не стал ничего менять.

    Эксперты исследовательской компании RMBC Виктория Соколова и Лариса Абраменко считают, что дело не столько в НДС, сколько в увеличении транспортных, коммунальных и прочих тарифов, а также в инфляции. Цены будут расти и дальше, полагают они. Но зато торговые надбавки (сейчас средняя аптечная наценка в России составляет 26%) могут снизиться, что отчасти компенсирует рост цен и не позволит ему заметно превысить размер ставки НДС.

    Значит, и в будущем на рынке не будет никаких принципиальных изменений, так что вряд ли у отечественного производителя появится шанс завоевать сердца и кошельки своих соотечественников. Взять самый лакомый кусок - столицу, самый крупный по объемам продаж регион. На московском аптечном рынке, по данным DSM Group, в 2001 году присутствовало около 650 фирм-производителей. 80% стоимостного объема продаж пришлось на 87 компаний, из которых лишь 23 - отечественные. В январе - феврале 2002-го этот расклад не изменился. Лидируют те же самые лекарства и те же самые производители, что и в прошлом году. <В Москве соотношение между объемами продаж отечественных и импортных препаратов из года в год с завидным упорством держится на одном и том же уровне, - говорит директор по развитию DSM Group Владимир Аверин. - В стоимостном выражении это 22 - 21% к 78 - 79%, а в натуральном - 62 - 63% отечественных лекарств к 38 - 37% импортных>.

    Несмотря на высокую долю импорта, ассортимент у нас более скуден, чем в Европе. Местные производители по бедности почти не разрабатывают новых лекарств (современный препарат стоит в среднем $1 млрд), а западные фирмы импортируют свои последние достижения не очень охотно. Они об этом не говорят, но простой расчет показывает, что это так. Объем продаж лекарств в 140-миллионной России такой же, как и в Швеции, где живут 9 млн человек. Это значит, что каждый россиянин ежегодно тратит на лекарства в 15,5 раза меньше шведа, а именно $22,8, причем львиная доля этой суммы идет на импортный товар. Значит, новейшие разработки (они дороги, поскольку до истечения срока патентной защиты их может производить только фирма-разработчик) к нам почти не поступают. Население лечится по старинке, врачи этому способствуют - они и сами не знают, какие в мире (да и в России) появляются новые препараты.

    <В ближайшие четыре-пять лет, - говорит генеральный директор компании RMBC Сирма Готовац, - фармацевтический рынок страны будет расти, но не очень быстро: среднегодовой темп не превысит 10%>. Если отечественная промышленность не будет двигаться вперед вместе с рынком, то ее доля съежится до неприличных размеров.

    Если бы российская промышленность проигрывала импортерам в каких-то суперсложных сегментах, это можно было бы понять - ну нет у нас денег на разработку, и все тут. Но ведь уступает и в области производства обычных препаратов, которым по 20 - 30 лет (в феврале среднестатистическая упаковка российского препарата стоила 10 руб., импортного - 58 с лишним). <Как вы думаете, на чем делает свои самые большие деньги в России фирма такая-то? - спрашивает специалист. - На копеечном обезболивающем!> (А фирма такая-то - всемирно известный производитель новейших лекарств.) Так что отечественному производителю не удалось захватить даже этот сегмент.

    Зато он смог проявить себя, копируя и подделывая торговые марки западных фирм (широко известна история компании Pliva, которая несколько лет борется с подделками антибиотика <Сумамед>). Да так успешно, что, зная об этом бедствии, многие западные фирмы не импортируют в Россию новейшие лекарства (см. интервью Роберта Розена).

    До недавнего времени государство ровным счетом ничего не делало для того, чтобы защитить товарные марки известных производителей (а копируют-то в основном западный товар). Но вот на днях Александр Топорков, заместитель руководителя департамента Минздрава, сообщил, что за последние месяцы в России выявлено 227 незаконно действующих фармацевтических предприятий, 1,5 тыс. лиц привлечены к административной ответственности, приостановлено действие 31 лицензии на фармпроизводство, аннулировано 3 лицензии. Посмотрим, что будет дальше.

    Но у западных поставщиков помимо защиты интеллектуальной собственности есть и другие проблемы. В России зарегистрировано около 50 тыс. лекарств, и врачи не всегда знают, как ими пользоваться. Соответственно они их не выписывают и не рассказывают о них пациентам. <Покупают только то, что рекламируют, - сказали нам в фармацевтическом отделе одной крупной медицинской компании. - Или то, что назначают врачи, с которыми работали представители фирм. Но не факт, что эти препараты будут не только у врачей, но и в аптечной сети. Аптеки их просто не закупают. Это дорогие лекарства, и гарантия, что на них будет спрос, небольшая: покупатели предпочитают дешевые аналоги. К тому же наши люди берут то, что лежит на прилавках из сезона в сезон, что они уже принимали. Поэтому новых препаратов на рынке очень мало>. То есть даже те, кто готов везти сюда новинки, знают, что неизбежны трудности с их сбытом, и зачастую отказываются от этой идеи.

    Сами производители с этим не соглашаются. В компании <ОНИКС>, представляющий интересы фирмы Bayer AG, нам сказали, что Bayer продает в России все новейшие разработки. Так, <Варданафил> (лекарство для лечения эректальной дисфункции) летом этого года будет зарегистрирован в США, в конце года - в Германии, а в конце 2003-го появится и в России. <Мы стараемся представлять наш товар в России и в Европе одновременно. Есть какой-то разрыв, который уходит на процедуры регистрации>, - говорит медицинский директор представительства Schering Владимир Спесивцев.

    А регистрация лекарства в России - дело непростое. Рассказывают про одну компанию, посвятившую ему пять лет, но такой срок скорее исключение из правила: обычно справляются за год-два. Или не справляются. Некоторые лекарства, заметил в частном разговоре сотрудник торговой фирмы, по определению не проходят здесь регистрацию. С ними, дескать, повторяется та же история, что и с куриными окорочками.

    Зачем вообще западной компании регистрировать здесь новинки, если покупателей может набраться 10 человек на всю Москву? <Если этого не делать, покупателей вообще не будет>, - ответили в одном офисе.

    Вся надежда на тех бесстрашных импортеров, кто не боится за свою интеллектуальную собственность. <Даже если сведения о том, как производить наше новейшее лекарство, перестанут быть тайной в России, все равно никто не сумеет его скопировать>, - сказали нам в офисе одной компании. Неужели привезут?

    Импортозамещение по-русски

    По оценке RMBC, российский фармацевтический рынок за 2001 год вырос приблизительно на 10% и составил около $3,2 млрд (в розничных ценах). Но доля российских производителей в общем объеме предложения уменьшилась с 43% в 2000 году до 34% в 2001 году, поскольку внутреннее производство в прошлом году осталось на уровне 2000-го ($0,9 млрд). Зато импорт, как и в 2000-м, продолжал расти гораздо быстрее, чем рынок в целом. В 2001 году он вырос до 66% и составил $1,8 млрд (без учета таможенных пошлин), что на 44% больше, чем в 2000 году. Эксперты ожидают, что российский рынок и дальше будет расти на 10% в год.

    Как в Швеции

    Роберт Розен, исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM)

    <Ко>: Мне приходилось слышать, что в России невозможно купить новейшие лекарства зарубежных компаний, что их сюда просто не везут. Чем это вызвано - их дороговизной?

    Роберт Розен:Да, конечно, они очень дороги, поэтому спрос на них в России невелик, а регистрировать их долго и недешево. К тому же фирма, производящая новый продукт, в условиях, когда нет достаточной защиты интеллектуальной собственности, два раза подумает, прежде чем везти сюда свой препарат. Она должна быть уверена, что вся информация о лекарстве, которую она даст в Минздрав, останется тайной.

    <Ко>: То есть это не столько вопрос цены лекарства, сколько вопрос соблюдения законодательства?

    Р.Р.: Есть разные аспекты этой проблемы. Когда фирма собирается проводить клинические исследования в России, она должна заплатить 20% ввозной пошлины на лекарства для этих исследований. Возьмем новые препараты против рака: клиническое исследование для одного больного может стоить $10 тыс. (пациент, конечно, не платит ничего), и фирма должна заплатить эти $10 тысяч, плюс 20%, плюс НДС. У вас хорошая инфраструктура для исследований, но серьезные бюрократические препятствия. И компании говорят: зачем проводить исследования у вас, когда можно это сделать в других странах?

    <Ко>: В России практически нет западных производств или СП. Это тоже связано с защитой интеллектуальной собственности?

    Р.Р.: Рынок еще маленький. Мировой рынок лекарств больше $390 млрд, а в России в прошлом году он составил около $2,5 млрд - $2,6 млрд (это оптовая цена), как в Швеции, в которой живут 9 млн человек. Если фирма построит у вас завод, то она будет выпускать 5 - 8 субстанций, несколько сотен килограммов в год. Не стоит этого делать.

    <Ко>: Но в странах с относительно дешевой рабочей силой - в Китае, например, - открывают производства, продукция которых расходится затем по всему миру. Этот вариант возможен для России?

    Р.Р.: Специфика фарминдустрии в том, что производство лишь небольшая часть всей системы, не самая интересная и не самая денежная. Исследования, маркетинг, образование медпредставителей - вот где деньги. Взять фабрику компании Searle в Подмосковье. Она обошлась, насколько я помню, примерно в $30 млн. Для сравнения: на одни только клинические исследования у фирм каждый год уходит $50 млн - $60 млн, а то и $200 млн. А рабочих мест на фабриках очень мало - все автоматизировано, всюду компьютеры.

    <Ко>: Значит, нет смысла размещать серьезное фармацевтическое производство в стране с дешевой рабочей силой?

    Р.Р.: Разве что упаковочные линии.

    <Ко>: То есть наш рынок пока не очень интересен.

    Р.Р.: Не очень.

    <Ко>: А почему он так мал? Дело только в бедности населения или в чем-то еще?

    Р.Р.: Нет сильной социальной системы, нет системы частного медицинского страхования. До 70% лекарств люди покупают без всяких льгот. Зато у вас очень много врачей и больниц, зарплата врача невелика, его время стоит недорого. Слегка заболевший человек остается дома или долго лежит в больнице - и это вместо хорошего, эффективного лекарства. У вас, если насморк, едут домой:

    <Ко>: Чай, теплые носки:

    Р.Р.: Это тоже неплохо, но есть более современные средства.

    Лидеры фармацевтического рынка Москвы

    Фирма-производитель

    Положение на рынке в 2001 г.

    доля рынка, %

    рейтинг

     

    Aventis

    4,79

    1

    Janssen-Cilag

    3,55

    2

    GlaxoSmithKline Pharmaceuticals

    3,15

    3

    Novartis

    2,99

    4

    Gedeon Richter

    2,21

    5

    Sanofi-Synthelabo

    2,17

    6

    Balkanpharma

    2,04

    7

    Pfizer International Inc.

    1,95

    8

    Servier Pharmaceuticals

    1,94

    9

    Hoffmann L.R.

    1,88

    10

    LABS UPSA

    1,87

    11

    Berlin-Chemie (Menarini Pharma G.m.b.H)

    1,77

    12

    KRKA

    1,66

    13

    Акрихин

    1,64

    14

     

    Данные DSM Group

    Анастасия Нарышкина
    Журнал "Компания"
    No 14 (210) (от 15.04.2002)

     
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.




    • 0
     Комментарии Комментарии (0)  Распечатать страницу Распечатать
     
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
     
     
     
       
    Все права защищены (c) 2000-2014 Газета "Аптека"