Провизор.Ру

Информационно аналитический портал

Заявление \’\’СоюзФарма\’\’ в Московскую Городскую Думу

 

Ассоциация аптечных учреждений

\”СоюзФарма\”

СОЮЗФАРМА

129282, Москва,
ул. Чермянская, 2
Teл/факс.: (095)231-32-96
http://www. soyuzpharma.ru
E-mail:[email protected]

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ
г-ну ПЛАТОНОВУ В. М.

127994, Москва, ул. Петровка, 22

Уважаемый Владимир Михайлович!

Ассоциация аптечных учреждений <СоюзФарма>, выражая по существу мнение абсолютного большинства московских аптечных работников и фармацевтических дистрибьюторов, обращается к Вам с убедительной просьбой не допустить принятия Правительством Москвы решения об учреждении коммерческой структуры – Открытого акционерного общества <Московский Фармацевтический Комплекс> (ОАО <МФК>) путем объединения приватизированных аптек.

В 2000 году московские чиновники уже намеревались в нарушение действующего законодательства провести в жизнь через Правительство Москвы решение об учреждении по существу такой же коммерческой структуры – Открытого акционерного общества <Московская Фармацевтическая Компания> (ОАО <МФК>) на базе объединения муниципальных и частных аптек.

Тогда усилиями всей фармацевтической общественности Москвы принятие незаконного решения удалось предотвратить.

Но сегодня, как нам стало известно, те же чиновники и частные лица вновь вопреки действующему законодательству разработали проект постановления Правительства Москвы <О создании открытого акционерного общества <Московский Фармацевтический Комплекс> (ОАО <МФК>).
Учредителями ОАО <МФК> намереваются выступить, как указано в проекте постановления, город Москва (51% акций) и частная коммерческая фармацевтическая организация – Закрытое акционерное общество <СИА Интернейшнл Лтд> (49% акций).

Мы вынуждены в очередной раз указать на грубейшие нарушения действующего законодательства, допускаемые при создании ОАО <МФК>.
Прежде всего, рассмотрев этот проект постановления, можно однозначно, как и раньше, сделать вывод о том, что документ составлен в явно протекционистском духе и находится в противоречии с действующими российскими и московскими нормативно-правовыми актами.

Проект создания новой аптечной структуры явно предполагает появление монополиста на фармацевтическом рынке города Москвы: вся цепочка от производства и до реализации лекарственных средств от оптового поставщика до розничной продажи будет находиться в руках одной коммерческой организации.

Монополизация целого сегмента рынка, тем более такого социально значимого, как производство и снабжение населения лекарствами, противоречит самим основам построения новой рыночной экономики в нашей стране.

Так, ст. 8 Конституции РФ гласит: <В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности>. В развитие этой нормы принято множество нормативно-правовых актов, как на федеральном, так и на московском уровне.

В частности, Закон РФ № 948-1 от 22. 03. 1991г. <О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках> (ст. 1) подчеркивает, что конкуренция и пресечение монополистической деятельности является обязательным условием для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Указанный Закон особо обращает внимание на то, что именно государственные органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. В случае нарушения антимонопольного законодательства руководители коммерческих и некоммерческих организаций и должностные лица исполнительной власти федерального и местного уровня обязаны восстановить первоначальное положение и отменить акт, не соответствующий закону (ст. 22 Закона).

В нашем же случае государственные органы, вопреки требованиям Закона, выступают инициаторами создания нового монопольного объединения!

Руководитель частной коммерческой фирмы воспринимается в проекте постановления как чиновник, которому в официальном государственном документе даются поручения.

Предлагаемый проект является весьма своеобразным подходом к проблеме приватизации: вместо проведения необходимых в этом случае аукционов на находящиеся в распоряжении города акций с выплатой их покупателями определенных денежных сумм, <приватизацию> пытаются осуществить одним росчерком пера, то есть созданием одной коммерческой структуры.
Планируемое насильственное объединение московских аптек, на наш взгляд, означает практически конец процесса приватизации аптек. Можно однозначно сказать это конец приватизации, которую так усердно пропагандировали наши государственные мужи; приватизации, которая только стала разворачиваться среди аптек Москвы; приватизации, с которой по существу все работники аптек связывают свои планы на будущее.

Вместо создания большого количества полноценных независимых предприятий на московском фармацевтическом рынке в приказном порядке создаётся монопольный хозяйствующий субъект, который претендует на право командовать аптеками.

Следует отметить, что подобный период в жизни аптек уже был: государственные фармации диктовали выгодные только им цены, по своему усмотрению назначали и снимали руководителей аптек, сводили производственную деятельность аптек к формальным отчетам и графикам.

Совершенно не хочется думать, что своими действиями Правительство Москвы намеревается свернуть все начавшиеся (во всяком случае декларировавшиеся) перспективные преобразования в работе московских аптек, что принятие незаконного постановления – это конец нашим оптимистическим надеждам и планам.

Несерьезным в проекте постановления звучит утверждение о понижении цен на лекарства в случае регистрации монополиста на фармрынке Москвы. Общеизвестно, что отсутствие конкуренции всегда ведет к повышению цен.

К примеру, в Москве при молчаливом согласии чиновников и под благовидными предлогами сформирована и действует розничная сеть из ста муниципальных аптек, монопольным поставщиком для которых является все та же, упоминающаяся в проекте постановления частная компания. Считаем необходимым ответственно заявить, что
цены в этих аптеках значительно выше средних, а ассортимент не лучше, чем в других аптеках.

Нам также известно, что подобная сеть аптек с участием все той же частной компании и городской администрации не так давно была создана в городе Краснодаре. Однако эта сеть аптек, созданная вопреки желанию самих аптечных работников, просуществовала недолго – в 2001 году развалилась.

К сожалению, нельзя не отметить открытое лоббирование чиновниками Правительства Москвы интересов одной частной компании. Проектом постановления эта компания наделяется правом выбора аптек, чьи акции будут переданы в качестве вклада в уставный капитал вновь создаваемой коммерческой организации, ей должны быть предоставлены городом помещения, выделены кредиты и т. п.

Такая заинтересованность чиновников Правительства Москвы, особенно руководителей Комитета здравоохранения, в тесном сотрудничестве с одной частной компанией вызывает у многих московских аптек и фармдистрибьюторов удивление и весьма большую настороженность.

Этот проект, безусловно, создаст дискриминирующие условия деятельности для одних хозяйствующих субъектов и, напротив, благоприятные для других, а точнее лишь для одного субъекта.

Между тем ст. 7 Закона РФ \”О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках\” запрещает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Следует подчеркнуть, что аптеки сегодня только встали на путь своего развития в условиях рыночных отношений и потому, безусловно, нуждаются в помощи и поддержке. Но только независимость и самостоятельность спасут аптеки и фармрынок в столице.

В свою очередь свободный цивилизованный рынок и здоровая конкуренция, несомненно, приведут к тому, что аптеки будут стремиться постоянно улучшать качество своей работы, расширять ассортимент, повышать уровень обслуживания населения и снижать цены на лекарства.

Можно сказать, что большинство руководителей аптек только сегодня по-
настоящему распрямились и стали увереннее разрабатывать долгосрочные планы развития своих аптек, больше взимания уделять работе по повышению квалификации
своих сотрудников.

Наконец – то, мы почувствовали что такое разумная самостоятельность – это не только свобода в принятии решений по развитию аптек, но и новый уровень ответственности перед всеми сотрудниками аптек, а главное – перед нашими покупателями.

Конечно же, мы не можем говорить о личной заинтересованности некоторых чиновников в затеваемом проекте, но одно можно утверждать точно: предлагаемый проект создания ОАО <МФК> противоречит как экономическим основам нашего государства, так и конкретному действующему законодательству, а также ставит под прямой удар критики все руководство города и непосредственно уважаемого Юрия Михайловича Лужкова.

Следует отметить, что проект противоречит и другим правовым нормам.

В частности, в проекте постановления Правительства Москвы говорится о том. что в составе учредителей вновь создаваемой коммерческой структуры будет <город Москва>, являющийся субъектом Российской Федерации.

Между тем, согласно абз. 2 п. 1 ст. 10 Федерального Закона <Об акционерных обществах> учредителями акционерного общества не могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления. Участие Москвы, как субъекта Российской Федерации, (через своих представителей) иноке ограничено на основании ст. 7 Федерального Закона <Об акционерных обществах> необходимостью принятия соответствующего закона субъектом РФ.

Одним словом, весь смысл и многие положения проекта постановления Правительства Москвы вступают в противоречия с действующим законодательством, а главное – не считаются с мнением и желанием аптечных работников.

Мы хотели бы, чтобы процесс приватизации осуществлялся в соответствии с действующим законодательством. А это значит: государственные аптеки должны приватизироваться через аукционы; аптеки, которые уже стали акционерными обществами> имели бы возможность выкупить у города оставшиеся 25% акций. Уверяем Вас, что вырученных от такой приватизации средств хватит для решения многих социальных проблем, в том числе связанных пенсионерами и льготниками.

В связи с изложенным, просим Вас, уважаемый Владимир Михайлович, прислушаться к нашему мнению, не допустить принятия Правительством Москвы решения, противоречащего действующему законодательству и которое, вне всякого сомнения, в случае его принятия явилось бы предметом жесточайшей критики со стороны добросовестных работников фармацевтического рынка Москвы.

В свою очередь мы – работники аптек и фармдистрибьюторы заверяем Вас приложить все свои силы, знания и опыт на благо москвичей.

Рассчитываем на Ваше, уважаемый Владимир Михайлович, понимание и поддержку.

Приложение: Копия проекта постановления Правительства Москвы.

С уважением и признательностью,
от имени всех членов Ассоциации
Председатель Правления Ассоциации Г. А. Зубков

 

Loading